Пусть минувший сентябрь выдался необычайно тёплым и ласковым — времена наступают морозные. Пора запасаться увлекательными книгами и согревающими напитками для грядущих прохладных вечеров. Наша Катя Пантелеева славится своим феноменальным умением подобрать к любой книге Тот Самый Напиток. Мы убедили Катю, что такой дар нельзя таить от широкой общественности, и попросили ее составить небольшую «литературно-винную карту», чтобы увеличить наши шансы не облажаться и по ошибке не запить «Петровых в гриппе» амаретто, а нового Пепперштейна — клубнично-лаймовым смусси.
Скотт Рао «Про всё, кроме эспрессо»
Издательство Артемия Лебедева
Запивать черным кофе, приготовленным в воронке.
Скотт Рао уже знаком русскому читателю не понаслышке: он один из немногих популяризаторов кофейной культуры, почти все книги которого оперативно издаются у нас. «Про всё, кроме эспрессо» — уже третья книга автора (после «Пособия профессионального баристы» и «Справочника обжарщика»). В ней подробно рассказывается о том, что кроме эспрессо-машины существует море других способов приготовления кофе. Рао убедительно доказывает, почему о них тоже классно знать и применять в быту. Как приготовить вкусный кофе в аэропрессе? Как лучше хранить зерно и когда его нужно молоть? На эти и многие вопросы у Скотта Рао найдутся профессиональные ответы, а идеально дополнить теорию поможет, конечно же, практика: я очень удивлюсь, если во время чтения вам не захочется сходить в кофейню и попросить приготовить черный кофе в воронке, а может, даже и домой прикупить кофемолку для пущих экспериментов.
Алексей Сальников «Петровы в гриппе и вокруг него»
Редакция Елены Шубиной
Запивать беспощадными дистиллятами.
Мой бессменный фаворит, с которым уже несколько лет я приятно провожу время в самый тоскливый период года — с ноября по февраль. Тонкая грань между реальностью и бредом, болезнью и здравомыслием — здесь прекрасно не только это, но и авторская игра слов и повторяющиеся мотивы. Вдобавок «Петровы в гриппе» становятся самым топографически точным и по-уральски колоритным произведением современной русской прозы. Идеальным сопровождением книги станут дистилляты, беспощадные, как и сама книга.
«Литературная мастерская. От интервью до рецензии, от лонгрида до подкаста»
Издательство «Манн, Иванов и Фербер»
Запивать водочкой.
Настоящая кладезь советов для начинающих писателей от плеяды ведущих авторов: от Дмитрия Быкова и Александра Гениса до Галины Юзефович и Антона Долина. Как не завалить интервью? Зачем нужен фактчекинг? И как адекватно рассказать о своей собственной жизни? Все секретики здесь. Трезвость мысли – наше всё, но если вы адепт Буковски или уже давно отчаялись стать вторым Набоковым, советую качественную водку — без обряда ерша.
Павел Пепперштейн «Эксгибиционист»
Издательство «Garage»
Запивать лимонадом «Колокольчик».
Знаете, иногда бывает, что, кроме самого писателя/художника, ты восхищаешься еще и всей его семьей. И вот тот самый редкий случай: Павел Пепперштейн – сын художника-концептуалиста Виктора Пивоварова и детской писательницы и иллюстратора Ирины Пивоваровой (кстати, ее стихи появляются и здесь). Пепперштейн по большей части известен как художник, но его литературные опыты однозначно удачны и заметны — особенно в последние годы. Книга наполнена колоритными локациями (от Казантипа до Швейцарии), снами и детскими воспоминаниями – они здесь особенно чистые, не замутненные «взрослой жизнью». Восхитительное погружение на 800 страниц, наполненное иллюстрациями Пепперштейна, в которых, безусловно, улавливается преемственность. Рекомендую беззаботно читать со стаканом лимонада «Колокольчик».
Владимир Новиков «Путешествие по русским литературным усадьбам»
Издательство «Ломоносов»
Запивать кизляркой, закусывать яблочком.
Волошин и Коктебель, Некрасов и Карабиха, Фет и Воробьёвка – нет, это не имена финалистов реалити-шоу, где «строят любовь», а фамилии известных литераторов и названия их родных усадеб. Путешествие по литературным усадьбам – это моя большая мечта, сравнимая с мечтами о кругосветке. А эта книга позволит за пару вечеров нанести светские визиты аж в 23 усадьбы! Перевести дыхание и освободиться от оков «Дорожного радио» поможет кизлярка с нарезанным яблочком.
Сергей Добротворский «Кино на ощупь»
Издательство «Сеанс»
Запивать сухим портвейном.
Наконец дождались переиздания гениальнейшего сборника статей и лекций кинокритика Сергея Добротворского. Мне кажется, секрет популярности Добротворского у читателей не только в том, что он яркий представитель культурного андеграунда, но и в том, что его работы доступны любому читателю: так метафорично и узнаваемо он пишет — без зауми и перечисления голых фактов. Эту книгу необходимо читать по чуть-чуть, карандашом отмечая неизвестные фильмы, чтобы посмотреть их на досуге, и кинематографично потягивая сухой портвейн.
Сергей Аксентьев «Василий Верещагин в Крыму»
Издательство Н. Орiанда
Запивать массандровским хересом.
Василий Верещагин провел свою жизнь в войнах и путешествиях и оставил после себя множество живописных и графических серий. Одна из них – «крымская», показывающая блаженную природу полуострова. Книга будет интересна не только любителям искусства, но и всем поклонникам мемуарного жанра: ее автор рассказывает и о службе, и о дружбе – обо всем, что было связано в его жизни с Крымом. Абсолютно неочевидная книга (да что там, настоящая находка) для сумеречного чтения в компании массандровского хереса.
Bonus Round!
Перри «Грушевый штрудель» от AF Brew и «Подписных изданий», которым можно запивать вообще любую книгу!
Совсем недавно команда AF Brew представила новый сидр со вкусом «Грушевый штрудель», созданный в партнерстве с нами, «Подписными изданиями»! Мы так влюбились в этот вкус, что сделали смелое предположение: а что, если с этим напитком можно читать вообще любые наши книги? Проверили — и вот тебе на! Так и есть. Даша запивает нашим перри новинки от «Самоката», Максим — от издательства «Наука», а Саша — от «Издательства Университета Гайдара». И со всем сочетается! Чудеса.
Отведать напиток можно тут: бар Redrum (Некрасова, 26), Camorra Pizza (Ковенский, 14) и AF Brew Taproom (Курляндская, 48).
Пока писала эту статью, выпила два бокала рислинга — Екатерина Пантелеева