Наверх
logo_simplelogoUntitledsort-ascUntitled 2Untitled 3

Искусство и жизнь: итоги года

19 февраля 2020

8G3rbiwGd3c.jpg

Предуведомление 

Все, изложенное ниже, не претендует на абсолютную объективность и исчерпывающую полноту, что-то наверняка было упущено, но о многом, наверное, вы не подозревали. Цель — рассказать о том, что интересного произошло в области книг по искусству в 2019 году, почему это было так, на какие книги стоит обратить внимание, и предположить — куда мы все движемся. 

Важно: зарубежные альбомы есть только в списке «Самые заметные книги», в самом материале они упоминаются только для контекста – в противном случае этот материал бы удвоился в объеме. 

Самые заметные книги 2019 года

Если вы ленитесь читать большой текст и открыли статью только ради того, чтобы увидеть список самых заметных книжек по искусству, то ради вас мы помещаем его в самом начале. Вот на что точно нужно обратить внимание:

Российское искусство. Современное искусство 

– «Энциклопедия российского уличного искусства» 

– «Краткая история нижегородского уличного искусства» 

Российское искусство. Переоткрытие прошлого 

– «Примитив в квадрате»

– «Ленинградский экспрессионизм» 

Зарубежное искусство 

– «Классика и «новый классицизм». Франция, Италия (1919-1939)» 

– «Альфред Барр и интеллектуальные истоки музея современного искусства»

Фотография 

«Карта Памяти» Сергея Максимишина

«Автопортрет» Мана Рэя

Дизайн 

Soviet design. From costructivism to modernism 1920-1980

Книга к выставке 

– «Мир Василия Поленова»

– «Фрэнсис Бэкон. Гений искаженных миров»

Переиздания

– «Смерть и жизнь больших американских городов» 

– «Все и ничто: символические фигуры в искусстве второй половины XX века»

Архитектура 

– «Постконструктивизм: власть и архитектура в 1930-е годы в СССР» 

– «Стиль и эпоха»

Альбом на английском языке

Rembrandt: Complete Drawings & Etchings

Rembrandt The Complete Paintings

Альбом на русском языке

– «Василий Кандинский» 

– «Эхо экспрессионизма»

Приход битвы 

В поле книг по искусству в 2019 вошли несколько крупных издательств, ранее не выказывавших к этой области интереса, ЭКСМО-АСТ решили переосмыслить свою позицию, а старые игроки обновили и освежили программу. Прошедший год можно считать началом полномасштабного сражения за читателя, старого и нового, выросшего за десятые годы.

classic_688x462_12904928.jpgОсторожно, но уверенно в поле зашла Альпина, после относительно успешных опытов прошлых лет, и, думаю, в 2020 они нас еще удивят. Пока, помимо довольно традиционных для области «Быть гением» Зарины Асфари и «Мошенников в мире искусства» (издано в начале 2020 года, анонсировано во второй половине 2019), самой громкой заявкой на будущее можно считать амбициозное издание «Теней в западном искусстве» Эрнста Гомбриха. Несмотря на безоговорочное читательское признание «Истории искусств», выпущенной издательством Искусство-XXI век, Гомбрих у нас все еще плохо и очень фрагментарно переведен, а жаль. И несмотря на то, что само издание, больше похожее на крутую книжку-картинку для взрослых, кажется несколько кажется несколько нетрадиционным, перед нами еще один мудрый и глубокий текст великого искусствоведа, на этот раз оформленный более современно. Искренне пожелаем удачи Альпине

МИФ почти незаметно стартовал еще в прошлом году с книги о Вазари, «Самого главного в истории искусств» и биографии стрит-стайл фотографа Билла Каннингема — похоже, это были опыты перед полномасштабным заходом. Наконец, в мае они представили публике новое издательское направление «Культура», которое вобрало в себя больше двадцати книг. Как и ожидалось, наибольшей популярностью — и заслуженно — стали пользоваться те книги, которые не дублируются в настоящий момент другими издательствами. В первую очередь, это биография Фриды Кало (несмотря на полномасштабные выставки, хорошо освещавшиеся в прессе, кроме биографии в комиксах никакой другой биографии Фриды не было вообще, а запас музейных каталогов не велик — это реальное и качественное восполнение пробела), эссе «О Красоте» Зайгмайстера и Уолша и серия «Главное в истории», куда вошло уже четыре книги и которая действительно обладает завидным удобством в использовании (подозреваю, это действительно то, что нужно, когда тебе нужно с ноля въехать в область современного искусства или кино). 

Очень хочется записать в список успехов «Женщин с девятой улицы», но делать этого мы не будем принципиально до завершения проекта (предполагаются три тома). Из значимых обещаний — жизнеописание Баскии в серии «Биография искусства», которое мы очень и очень ждем. Пока же — верим в светлое будущее этого проекта, который в новом измерении несет за собой узнаваемые черты издательства (например, обратите внимание на страницу с рекомендациями смежных книг, открывающую издание эссе Вирджинии Вулф «Своя Комната» — для аудитории книг по искусству это может казаться промахом, но с курсом на расширение аудитории этих книг, который взяло издательство — это довольно забавно). 

ЭКСМО и Бомбора обладают колоссальными ресурсами и внимательными редакторами, которые очевидно в курсе чаяний читателей и изданий коллег. Тем печальнее, что немногие проекты на выходе становятся событием для читателя — во многом потому, что лучшие российские и иностранные издательства за последние годы задали очень высокую планку качества печати, качества книги как материального, эстетического объекта на выходе. Например, изданный ЭКСМО альбом Захи Хадид — это и хороший текст, и хорошая концепция, но читатель, владеющий английским, все равно выбирает зарубежный аналог, например, книгу от издательства Taschen (дизайн обложки альбома практически полностью повторяет дизайн серии Basic 2.0). Этот проект мог быть лучше, вот что печалит. Остается надеяться, что досадные технологические недоразумения будут устранены в будущем. При этом по крайней мере на две книги издательства стоит обратить внимание. 


classic_688x462_11939719.jpgВо-первых, это «Воры, вандалы и идиоты: криминальная история русского искусства» Софии Багдасаровой. Стиль авторки, намеренно неровный и экспрессивный, может оттолкнуть, но сам замысел безусловно хорош — традиционный западный формат, где тематические кейсы по искусству собираются под одной обложкой (из достойнейших примеров «Искусство подделки» Ноя Чарни и «Галерея аферистов. История искусства и тех, кто его продает» Филиппа Хука), перенесен на отечественный материал — и все получилось. Во-вторых, это книга «Неизвестные истории известных зданий» Ромы Агравал — действительно приятная книга, которая учит смотреть на здания с точки зрения инженера. 

Отдельного упоминания заслуживает издательство Слово, чьи книги не раз упоминаются на протяжении всего материала. Они переверстали политику издательства, за этот год выпустили множество прекрасных книг, среди которых и тонкая биография художника Лансере, и прекрасные книги о московских коллекционерах Морозовых и Щукиных, а в начале 2020 вышел еще и Остроухов. Безусловно, в 2019 Слово совершило прорыв. 

Впервые на русском

classic_688x462_12739689.jpgДовольно очевидный факт, о котором приятно вспомнить, — российские издательства регулярно переводят на русский язык отмеченные критиками книги ведущих зарубежных издательств. Всего за два года на русский язык переведена и представлена публике биография «Ренуар: частная жизнь» Барбары Эрлих-Уайт, выходившая в издательстве Thames&Hudson, за три года к нам добрался Атлас Винсента Ван Гога от Yale University Press, а Ad Marginem выпустил «Краткую квир-историю искусства» Алекса Пилчера, вышедшую в 2017 в Tate. Последняя, как бывает часто с книгами Ad Marginem, стала событием — у нас практически нет книг непосредственно на эту тему. 

Это три конкретных примера, которые показывают, что мы не находимся, как иногда приходится слышать, в изоляции — книги позволяют наводить мосты, налаживать диалог культур (поставьте на это место любую прекрасную фразу). Важно, что издательство — в большинстве случаев — коммерческая организация, которая так или иначе должна ориентироваться на покупательскую способность и интерес читателя. Так в отсутствие широкого и устойчивого интереса ко многим областям искусства, издатели опасаются издавать некоторые, по их предположению, заведомо убыточные книги. И тут надо сказать две вещи. 

Первая: хотелось бы пожелать издательствам чаще позволять себе эксперименты. История, например, издания книги «Страдающее средневековье», когда цифры тиража кратно увеличивались по мере прохождения этапов подготовки книги, показывает, что часто трудно определить читательский интерес до выхода книги в свет — ее феноменальный успех (а затем и успех серии) был не очевиден, и это не единственный пример. Загляните в библиографию нового издания «Искусства с 1900 года» — по некоторым важнейшим вехам нет ни единой переведенной книги. Днем с огнем не сыщешь на русском книги по ленд-арту или по бразильской фотографии. За последние 10 лет отпечатаны десятки тысяч книг-путеводителей по искусству двадцатого века — можно сказать, что от общего пора переходить к частному. 

Вторая: хотелось бы пожелать читателям быть чуточку менее консервативными, заглядывать иногда в самую странную и далекую, на первый взгляд, от их интересов книгу по искусству. То же касается и выставок —ради эксперимента сходите на что-то новое, незнакомое прежде. Правда, выставочная программа Петербурга такая, что посещать новую выставку можно буквально каждый день. Быть может, именно эта выставка расскажет что-то новое о вас и о мире, перевернет представление об искусстве и о ваших предпочтениях? Открытость читателя — нас с вами — к новому работает на всех нас: и тех, кто ищет книги по византийской мозаике (где же они?), и тех, кто хочет прочесть что-либо об американском неореализме (крохи собирать по нескольким книгам). 

classic_688x462_12197709.jpgИз важнейших книг, изданных в переводе на русский в 2019, нельзя не упомянуть еще две. Во-первых, важнейшее исследование по ренессансной живописи — «Искусство и опыт в Италии XV века» Майка Баксандалла в VAC-press, которую много-много лет ждали на русском и которую (очевидно благодаря усилиям Наталии Мазур из Европейского университета) мы наконец-то можем прочесть. Во-вторых, настольная книга для поклонников искусства перформанса — автобиография Марины Абрамович «Пройти сквозь стены», изданную Ангедонией. Долгое ожидание окупилось — ее текст наконец-то с нами. Первый тираж уже разлетелся, но совсем скоро приедет второй.

Переиздания

Грустно сознавать, что еще не настало то время, когда важнейшие книги всегда есть на полках книжных магазинов. Не переиздаются порой как классика искусствоведения, так и книги, изданные совсем недавно. По осени студенты с горящими глазами штурмуют книжные и показывают на телефонах списки литературы к курсу искуствоведения, и, если Виппера и Вельфлина в общем-то балуют переизданиями, то найти хоть какую-то книгу Эрвина Панофского — невозможная задача. Только в 2019 году, после долгих лет ожиданий, стало известно, что StrelkaPress готовит переиздание «Нью-Йорка вне себя» Рема Колхаса, хотя интерес к нему не угасал с момента первого издания времен хипстерской революции. То же можно сказать и о книге переворачивающей кондовое советское представление о русском искусстве второй половины XIX, начала XX века «Передвижники: между коммерческим товариществом и художественным движением», издававшейся в Европейском университете: книга закончилась, но, увы, пока переиздание не планируется. Даже такой хит 2018-2019 годов, как «Мир образов. Образы Мира», великолепная антология по визуальным исследованиям, тираж которой разлетелся буквально за несколько месяцев, несмотря на довольно высокую цену, не переиздана и сейчас. Таких примеров десятки, и это довольно скорбный список. 

classic_688x462_12907159.jpgТем не менее, молитвы многих сотен читателей услышаны, и, несмотря на общую ситуацию, вышло несколько долго-долгожданных переизданий книг, которые всегда должны быть на прилавках. Назовем эти книги поименно и возблагодарим за эту работу издательства. Во-первых, это второе издание монументальной энциклопедии «Искусство с 1900 года», подготовленное Ad Marginem совместно с музеем Garage. Как и в оригинальном издании Thames&Hudson, в русской версии появились новые главы, исправлены ошибки, а в библиографии указаны и добавлены переводы книг, изданных за эти годы в России (за редким исключением: почему-то от издателей ускользнуло, например, что книга Щорсы «Вена на рубеже веков» уже издана на русском в Издательстве им. Новикова). 

Во-вторых, это книга матери урбанистики в современном понимании — «Смерть и жизнь больших американских городов», переизданная Новым издательством. Основной посыл Джекобс (исходить из реальных потребностей людей, установки на сложившиеся социальные связи, требований разнообразия, а не абстрактного и головного «городского планирования») не устарел до сих пор. Как и колхасовский «Нью-Йорк вне себя», книга Джекобс — важнейшая веха для интеллектуального облика России 2010-х, и мы рады, что она снова с нами. 

classic_688x462_12803272.jpgВ третьих, это книга «Все и ничто: символические фигуры в искусстве второй половины XX века» Екатерины Андреевой, которая вновь вышла в Издательстве Ивана Лимбаха. Конечно, это не знаменитый андреевский «Постмодернизм», выходивший когда-то в Азбуке и являющийся сейчас библиографической редкостью (к слову о переизданиях — той легендарной серии очень не хватает), но в условиях, когда российское искусство второй половины двадцатого века остро нуждается в реконцептуализации — это просто глоток свежего воздуха и большое счастье.

Провалы

О провалах у нас не принято говорить. Но поверьте, они были. 

Книга к выставке

Если я иду на выставку и она мне нравится, я хочу узнать больше о предмете выставки, продлить впечатление, закрепить память. Как это сделать? 

Купить каталог к выставке. В 2019 с этим лучше, чем в 2018: крупные музеи постепенно осваивают общемировую практику каталога к выставке как тактильно приятного, визуально безупречного, инстаграмно приемлемого, качественно сделанного, увесистого и заметного материального объекта. Московские музеи обгоняют петербургские, в статусе лидера закрепилась Третьяковка. Здесь речь идет как о каталогах к выставкам-блокбастерам Ильи Репина или «Авангард №1», так и о брошюрах, рассказывающих о конкретной картине, так и о очаровательной серии «Земной шар глазами художника». Петербургский ЦВЗ «Манеж» предпринял отличную попытку сделать крутой каталог выставки «Дейнека-Самхвалов», и во многом эта попытка удалась. А вот Русский музей пока не готов к экспериментам — каталоги его выставок обеспечиваются только качеством кураторской работы — отбора произведений и замечательных текстов, то же «Эхо экспрессионизма» — такой печально-радостный пример. 

Если я уже прочитал каталог или если он для меня слишком академичен или слишком дорог (цены кусаются — увесистый материальный объект стоит дорого), я хочу прочесть биографию художника, историю объединения, стиля и проч. Так вот, до прошлого года сделать это было нельзя — книг просто не было. Хрестоматийный пример — несколько лет назад проходила выставка Фриды Кало, которая усилиями кураторов и пиарщиков Музея Фаберже стала событием для зрителей. Но книг о Фриде на полках книжных не было — только каталог (хороший, но не каталог мечты) и зарубежные альбомы (наш зритель пока еще неохотно читает на английском). Только в этом году появилась приемлемая биография, о которой мы уже говорили выше, но это — спустя несколько лет.

classic_688x462_12894443.jpgПоэтому, золотым курсивом в достижения 2019 года мы отмечаем три издательства — Слово, Азбука и ЭКСМО, – которые поняли, что крупная выставка — это и возможность поддержать страждущего зрителя, и возможность заработать денег на медийном поводе (а громкая выставка — всегда хороший медийный повод). К выставке Репина издательство Слово подготовило две книги текстов художника «Об искусстве» и «О себе. Детство, юность, путь в искусство», а к выставке Поленова – замечательный трехтомник «Мир Василия Поленова». Издательство Азбука подготовило в мягкой обложке к тем же выставкам биографию Поленова авторства Кошицера, а также его письма, переиздало «Далекое-близкое» и книгу Корнея Чуковского о Репине. ЭКСМО к московской выставке Лондонской школы спешно издало биографию «Фрэнсис Бэкон: гений искаженных миров» Кирилла Жилкина (кстати, каталог, выпущенный Пушкинским музеем очень хорош). 

Хотелось бы верить, что эта практика укоренится окончательно — это пойдет всем нам на пользу. 

classic_688x462_12421767.jpgСпециально оговорюсь, что такие прекрасные книги о Рембрандте «История страны Рембрандта» Ольги Тилкес и «Глаза Рембрандта» Саймона Шамы, а также книга о Пьеро делла Франческо «Загадка Пьеро» я не включаю в этот раздел — по информации из открытых источников и издательской логике, эти книги появились бы и без выставок — наверняка (что хорошо). 

Расширение тем

Ни для кого не секрет, что не только отдельная область, стиль или художник — особенные, но и каждое отдельное произведение искусства — уникально. В этом плане можно только приветствовать, что область книг по искусству становится более изощренной, глубокой, разнообразной. И несмотря на то, что некоторые тенденции все-таки можно проследить, важно, чтобы это поле оставалось таким. 

Во-первых, надо сказать, что общемировой тренд на локальность не обходит и нас. Потихоньку, очень медленно, издается больше книг об отечественном искусстве — классическом и самом современном. Важнейшим событием 2019 года стала «Энциклопедия российского уличного искусства» (уже скоро снова будет у нас), представленная на ярмарке Non/fiction. Это издание, подготовленное коллективом авторов, представляет российское уличное искусство, созданное совсем-совсем недавно, в невиданной доселе полноте. Учитывая, что стрит-арт — по природе своей актуальное искусство, близкое к проблемам сегодняшнего дня (поэтому художники считают необходимым творить в рамках публичного пространства), а так же то, что стрит-арт находится в центре внимания СМИ из-за постоянной борьбы художников и работников коммунального хозяйства, мы надеемся, что у этой важнейшей книги есть заслуженный шанс быть замеченной. 

classic_688x462_12785826.jpgЭтому изданию вторит «Краткая история нижегородского уличного искусства» Алисы Савицкой и Артема Филатова, еще более локальная и освещающая в основном период 2010-х, изданная в серии Garage.txt. Кстати, сама эта серия — издательский подвиг музея, она основана в рамках программы поддержки исследований современного российского искусства и уже успела себя зарекомендовать такими книгами, как «Бастарды культурных связей» Лопаткиной, «Кибернетика в гуманитарных науках и искусстве в СССР» Пруденко и «Пикассо о нас не слышал» Сальникова. Можно еще добавить сюда книгу «Современное петербургское академическое изобразительное искусство. Традиции, состояние и тренды развития». В отличие от уличного искусства, современный академизм не находится в центре общественного внимания, но по-прежнему является значимым в художественной жизни страны, а значит требует описания и анализа — теперь можно присмотреться к тому, что происходит в этом поле сейчас. 

Во-вторых, продолжается устойчивый тренд на переосмысление нашего художественного прошлого, прежде всего — двадцатого века. Он необходим для того, чтобы уточнить наше понимание художественных процессов, пересмотреть идеологические (не эстетические!) оценки, дать более полное понимание отечественного искусства. В этой области безусловным лидером ялвяется издательство БуксМАрт, плотно сотрудничающее с НИИ Теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств и другими ведущими исследовательскими организациями. Главным событием, как представляется, является издание книги «Примитив в квадрате. Советская культурная политика и изобразительная самодеятельность в лицах и фактах» Надежды Мусянковой, рассказывающая о самоучках, обучение и развитие которых взяла на себя советская власть в 20-е и 30-е годы. Мало того, что эта книга увлекательно написана, она дает представление о ранних взглядах советской власти на художественную жизнь и влиянии смены идеологических установок на нее, о произведениях искусства, которые и не думали сохранять, об Институте народов Севера, о художниках-самоучках Средней Азии, изо-студиях и многом другом. Остальные, тоже безумно интересные книги назовем тоже: «Ленинградский экспрессионизм» Ирины Мамоновой, «Василий Шухаев. Судьба, искусство, наследие», «От храма в пейзаже - к «Распятию». Христианские мотивы, образы, сюжеты в отечественной живописи второй половины XX века» Анны Шаманьковой. 

Книги о зарубежном искусстве куда более разнообразны, поэтому перечислим основные события коротко. 

classic_688x462_12866556.jpgЭто переводная серия издательства Слово об искусстве эпохи Возрождения и эпохи Просвещения, выполненная на высочайшем уровне: «Париж и его обитатели в XVIII столетии», «История об искусстве Флоренции. Город и миф», «Искусство, религия, коммерция, рождение арт-рынка» и многие другие. Это важная книга для понимания межвоенного искусства от БуксМАрта – «Классика и «новый классицизм». Франция, Италия (1919-1939)» искусствоведа Крючковой. Это интеллектуальная биография основателя МоМа «Альфред Барр и интеллектуальные истоки музея современного искусства» от AdMarginem и их же «Марсель Дюшан. Беседы с Пьером Кабанном». Это книга о ДаДа как состоянии души — «Иррациональный модернизм» от Гилеи. И много, много других — все не перечислить. 

Архитектура, дизайн интерьера, графический дизайн 

Эти области объединены только по одному признаку: в 2019 году в них нет никаких новых тенденций или поворотных моментов, только продолжение уже начатых. 

classic_688x462_12892450.jpgВ архитектуре продолжается начавшийся несколько лет интерес к архитектуре модернизма. Несмотря на то, что у нас есть очень достойная архитектура 60-х, 70-х, 80-х, прославленная Taschen в альбоме «СССР: Cosmic Communist Constructions Photographed» и вдохновлявшая команду Джорджа Лукаса на создание декораций к «Звездным войнам», этот тренд к нам пришел с опозданием, старшее поколение часто его не любит (бетон, да ну, все серо, совок), а государства потакают разрушению памятников эпохи (прощай, ССК петербургский и декоммунизированные здания Украины). При этом, российские издательства мужественно включились в процесс рефлексии отечественного и мирового наследия. Как важные книги этого направления отметим вот эти: «Воинствующий модернизм» Оуэна Хезерли (важная теоретическая книга о понимании и философии модернизма), «Бумажная архитектура. Антология», составленную Аввакумовым и изданную в Garage (об уникальном течении в российской архитектурной мысли этой эпохи), «Башня и коробка: краткая история массового жилья» Флориана Урбана, изданную StrelkaPress (не забываем, что модернизм и массовое жилье связаны неразрывно), большой памятный сборник текстов «Андрей Гозак: архитектор, мыслитель, человек», а также биографию Евсея Перченкова, изданную Tatlin

classic_688x462_12886930.jpgПродолжается тренд на осмысление архитектуры авангарда и, что важно, того, что случилось после него. Одной из главнейших книг прошедшего года стал «Постконструктивизм: власть и архитектура в 1930-е годы в СССР» Александры Селивановой, выпущенный в издательстве БуксМАрт. Конечно, эта книга заставляет нас вспомнить прежде всего «Культуру два», но Селиванова во многом полемизирует с Паперным: на документальном материале она показывает, что архитектура конструктивизма не была отвергнута полностью, даже при насильной и радикальной смене эстетического курса многие идеи авангардистов органично и незаметно вошли в архитектурную практику. Хорошо, что Селиванова уделяет внимание промежуточным формам и говорит о влиянии американского ар-деко. Из заметных и важных книг нельзя упомянуть также переиздание аж трех книг Моисея Гинзбурга — это настоящий праздник! Одновременно в ноябре вышли «Жилище», «Стиль и эпоха» и «Архитектура санатория НКТП в Кисловодске». В DOM Publishers вышла монография Марии Костюк «Борис Иофан: до и после Дворца Советов», а Кучково поле подготовило великолепную и здоровенную «Шухов: формула архитектуры».

Из других архитектурных тем, прекрасное и заметное: «Воображаемая архитектура: исторические научные реконструкции памятников русской архитектуры» С. Клименко и Ю. Клименко, изданная Прогресс-Традицией«Романская архитектура Испании» Анри Каптикова от Tatlin, «Архитектурный путеводитель по деревянному зодчеству русского севера» от Института Наследия и значительно переработанные и дополненные «Памятники архитектуры Санкт-Петербурга» Бориса Кирикова. 

По дизайну интерьера нас не балуют ни российскими книгами, ни переводами зарубежных, которые, как правило, очень хорошо и красиво изданы, так что их локализация – процесс дорогостоящий и не вполне надежный. Мы, конечно, надеемся, что на русском появится что-то вроде «The Touch: Spaces Designed for the Senses» или сборник лучших работ российских дизайнеров и ремесленников типа «Insiders & Company: The New Artisans of Interior Design», но пока это только мечты. Даже «Soviet design. From costructivism to modernism 1920-1980», хорошо принятый в Нью-Йорке и написанный отечественными авторами, к нашему величайшему прискорбию, пока не планируется на русском. Тем не менее, несколько приятных книг, на которые стоит обратить внимание, все-таки появилось, а именно: переводные «Умный интерьер. Профессиональный подход к декорированию» и «Homebody: Дом с вашим характером» от МИФа и «1000 умных цветовых решений гардероба и интерьера» и «Новый минимализм. Рациональный подход к дизайну жизненного пространства и улучшению качества жизни» от КоЛибри

classic_688x462_12922368.jpgПо графическому дизайну упомянем разве что новую серию МИФа «Школа дизайна», где уже вышли книги о шрифте и макете — мило, качественно и практично. По дизайн-мышлению выделим «Универсальные принципы дизайна» от КоЛибри«Теперь вы это видите и другие эссе о дизайне» от МИФа и новую книгу Генри Петроски, автора легендарной «Книги на книжной полке», — «Успех через провал: парадокс дизайна», изданную в издательстве Дело.

Зияния

На самом деле, мы все стараемся. Стараются издатели и книжные магазины, что-то можно возместить благодаря поставкам зарубежных книг (что мы и делаем, но, к сожалению, сейчас еще не все читают по-английски), но мы должны упомянуть, что существуют области, по которым либо нет книг, либо их совсем мало, чувствуется острая нехватка — в том числе и прежде всего исходя из запросов читателей. Если вы придете с таким вопросом — даже в лучшем книжном магазине вам покажут одну, две или три. Приведем восемь пунктов: 

— Книги по современному и недавнего прошлого декоративно-прикладному искусству — мебели, керамике, мозаике, светильникам, стеклу и пр. (практически нет);

— Книги по направлениям искусства прошлого, находящимся сейчас не в мейнстриме, но при этом очень важных для развития мирового искусства — барокко, маньеризм, классицизм, романтизм, готическое возрождение, ориентализм и пр. (практически нет);

— Книги, реконцептулизирующие русское искусство второй половины двадцатого века и показывающие связь современного российского искусства и искусства недавнего прошлого (практически нет);

— Биографии современных фотографов, сборники эссе по фотографии, прикладные книги, обучающие фотографии (практически нет);

— Книги, внятно показывающие, что происходит в современной архитектуре прямо сейчас (нет — только журналы);

— Книги по истории графического дизайна, отдельным графическим стилям подробно, сборники современных российских иллюстраторов и графических дизайнеров, сборники современных зарубежных иллюстраторов и графических дизайнеров (практически нет); 

— Альбомы зарубежных художников да и вообще любые альбомы на русском языке (очень немного) 

— Книги по арт-практикам, возникшим в двадцатом веке, но, по известным причинам, долгое время занимавшим у нас маргинальное положение — перформансу, инсталляции, коллажам, хэппенингу и пр. (очень и очень мало или практически нет). 

Пожелаем друг другу, чтобы этих книг в 2020 году стало больше. 

Тренд на фотографию

classic_688x462_12882852.jpgПро фотографию необходимо сказать отдельно. Это абсолютно уникальный случай, когда закон рынка не работает: спрос из года в год увеличивается и увеличивается, а количество книг — нет. Понятно, что существует прекрасная классика и суперхиты – такие, как «Фотокомпозиция для киношколы» Сергея Ландо или «Фотография как» Лапина, есть чудные издания отдельных фотопроектов от ТриМедиа и российских культурных институций типа Росфото, есть «Диалоги» с Картье-Брессоном и тексты самого Картье-Брессона, есть чудные книги об истории фотографии от Клаудберри и ЛимбусПресс, а также такие книги, без которых нельзя говорить о фотографии — эссе Сонтаг, Беньямина, Берджера. Но всего этого — катастрофически мало: нет сборников по отдельным жанрам фотографии, по цифровой и пленочной фотографии с секретами мастерства, не переводятся на русский альбомы известнейших фотографов (спасибо, что есть Prestel, Taschen и Phaidon — без их альбомов на английском было бы совсем грустно), нет пособий по fashion-фотографии, современных эссе о ней и проч. Доходит до смешного — книга, которая наилучшим образом объясняет, как работает фотография, как происходят съемки, как ее осмыслять — стоит в детском отделе. Это «Детям об искусстве. Фотография» Ивана Бойко, изданная славными ИскусствоXXIвек. Странная история, которую очень трудно понять умом. 

classic_688x462_12820005.jpgНо при всех трудностях, в области фотографии в 2019 вышло несколько славных книг. Это автобиография сюрреалиста, великолепного фотографа Мана Рея «Автопортрет», изданная Клаудберри, это «Карта памяти» Сергея Максимишина от ТриМедиа, собравшая его репортажные снимки из разных уголков мира и изданная для российской книги по фотографии без преувеличения образцово, это сборник фотографий «Далеко-близко» легендарного оператора Ленфильма Дмитрия Долинина, изданная ЛимбусПресс и раскрывающая его поэтический взгляд на мир, это облеченный в книгу фотопроект «Infrastructures» Шера и Новикова, дающий новое представление о визуальном облике постсоветского пространства и уже заслуживший похвалы критиков, это «Фотография как современное искусство» Шарлотты Коттон, великолепный сборник эссе от AdMarginem, осмысляющий фотографию, исключенную из прямого практического поля. 

Ожидания 

Самые ожидаемые новинки 2020 года:

  1. «Сай Твомбли» Ролана Барта, AdMarginem
  2. «Ле Корбюзье: интеллектуальная биография», Дело
  3. «Жан-Мишель Баския: биография искусства», МИФ
  4. «Нью-Йорк вне себя» Рема Колхаса, StrelkaPress
  5. «Ленинград: путеводитель по архитектуре модернизма», Garage
  6. «Об искусстве и искусствознании» Ольги Поповой, Издательство им. Новикова
  7. «Русские художники за рубежом. 1970-2010-е годы» З. Стародубцевой, БуксМАрт

Напоследок 

Делитесь друг с другом книгами по искусству, впечатлениями от прочитанного. На практике выясняется, что самая тяжелая задача — соединить читателя и книгу, без шуток. Бывает так, что человек и книга встречаются только спустя долгие годы — и только мы с вами можем сделать так, чтобы этот путь сократился. Галина Юзефович, не пишущая обычно о нонфикшене, написала о книге Майзульса «Мышеловка святого Иосифа» у себя в фэйсбуке — и продажи этой книги мгновенно взлетели вверх. Подозреваю, что это случилось не только благодаря авторитету критика, который очень и очень высок, но и благодаря тому, что большая аудитория узнала о том, что такая книга вышла. Делайте так же — одними рецензиями в ArtNewsPaper Russia сыт не будешь. 

Спасибо и пока, 

Максим Мамлыга 

для обратной связи, благодарностей, пожеланий, упреков и замечаний: 

editor@podpisnie.ru

Другие новости

Приглашаем на автограф-сессию Брехта Эвенса!
04 октября
Ликуем! 6 октября в 19:00 в «Подписных изданиях» празднично стартует автограф-сессия фламандского художника-комиксиста Брехта Эвенса, автора графического романа «Полуночники».
Очарование бетонных коробок: 10 книг о позднесоветской архитектуре
04 октября
Эти книги помогут разглядеть красоту панелек и дадут шанс бетонным коробкам очаровать вас. Не удивляйтесь потом, обнаружив себя гуляющими по Софийской улице и записывающими серии домов, которые посчастливилось увидеть!
Презентация книги «Не надо стесняться» с Александром Горбачевым
21 сентября
24 сентября в 19.00 в «Подписных изданиях» состоится шебутная презентация книги «Не надо стесняться. История постсоветской поп-музыки в 169 песнях 1991–2021», изданной Институтом Музыкальных Инициатив и журналом Афиша.
Сентябрьские «Диалоги» в «Подписных изданиях»
15 сентября
19 сентября с 12:00 до 16:00 в «Подписных изданиях» пройдут сентябрьские «Диалоги Открытой библиотеки». Гостями Николая Солодникова станут искусствовед Екатерина Андреева, историк Амиран Урушадзе, писатель и публицист Яков Гордин.